Свободный язык – свободное слово!

В словаре Гете – 600 тысяч слов.
Ты не Гете – запомни тысячу!
Свободно говорить – в свободной стране.
Слово - не воробей, схватывай налету!
Владеешь языком – владеешь собой.
Язык без срока годности.
Запасайся словами.
Язык твой - друг твой.
Имей сто друзей!
Язык - душа страны.
Загляни в нее.
Читай Шиллера, как Пушкина.
В подлиннике.
Хочешь жить в Германии, старайся знать язык!
Живешь в стране – говори на ее языке.

МЕДИЙНЫЕ СКАНДАЛЫ

возможно ли такое в Германии?

Прослушивание сотовых телефонов, взятки, доступ к информации любой ценой. Эти методы работы сотрудников английской газеты News of the World шокировали британцев. Возможно ли такое в Германии? Как ведут себя немецкие журналисты в погоне за сенсациями?

Журналисты британской бульварной газеты News of the World, последний номер которой вышел 10 июля, давно уже переступили границы дозволенного. Вместе с частными детективами сотрудник этого издания не только отслеживал информацию в почтовом ящике мобильного телефона, принадлежавшего похищенной и затем убитой девочке, но и стирал старые сообщения, чтобы высвободить место для новых. Поэтому полиция и родители девочки полагали, что она еще жива, хотя преступники к тому времени ее уже убили.

Те же методы журналисты News of the World использовали по отношению к вдовам военнослужащих, жертвам терактов, а также членам семей, у которых были похищены дети. Кроме того, они прослушивали телефонные разговоры знаменитостей. Получение информации преступным путем – так эксперты называют методы работы сотрудников британского издания.

В Германии тоже происходили скандалы, связанные с деятельностью СМИ. Так например, в 1983 году журнал Stern, привлек к себе внимание публикацией “тайных дневников Адольфа Гитлера”, которые в действительности были написаны самым скандальным в истории Германии фальсификатором Конрадом Куяу . Издательство Gruner + Jahr заплатило за 60 записей более 9 миллионов немецких марок. Позже об этой истории была написана книга “Скандал вокруг дневников Гитлера” и снят фильм.

Рост тиражей печатных изданий и рейтингов телепередач стали главными мотивами сомнительного поведения немецких журналистов во время захвата заложников 16 августа 1988 года в филиале Deutsche Bank в городе Гладбек, расположенном в федеральной земле Северный Рейн – Вестфалия. Преступники во время своего двухдневного бегства от полиции брали в заложники ни в чем не повинных людей. В салоне рейсового автобуса один из них застрелил 15-летнего подростка, при захвате преступников погибла и 18-летняя девушка. Трагические события частично транслировались по немецким частным телеканалам.

Журналист берет интервью у одного из преступников

Журналисты, окружив автомобиль преступников, в котором находились и заложники, записывали с ними сенсационные интервью, а иные, рискуя жизнью, даже садились в авто. Такое поведение журналистов вызвало в немецком обществе споры об ответственности представителей СМИ и границах дозволенного в их работе. Однако скандалов такого масштаба, как в Лондоне, когда журналисты осознанно нарушали законы и пренебрегали этическими нормами, в Германии пока не было. Элла Васинк, представитель Федерального совета прессы Германии (Deutscher Presserat), считает, что подобное развитие событий в ФРГ невозможно. “У нас нет никаких сведений о том, что немецкие журналисты используют в своей работе незаконные методы получения информации”, – заявила Элла Васинк.

Ставка на самоконтроль


Федеральный совет прессы Германии - добровольный общественный орган, в состав которого избирают журналистов, редакторов, издателей. Он принимает и рассматривает жалобы, касающиеся деятельности СМИ и отдельных журналистов. Тому, кто нарушает требования журналистского кодекса, совет выносит предупреждение или выговор. Издание, получившее выговор, должно опубликовать сообщение об этом.

В кодексе говорится, что журналисты должны соблюдать законы и не прибегать к недозволенным методам получения информации. По словам Эллы Васинк, за последние годы в Федеральный совет прессы поступало не так уж и много жалоб на нечистоплотную работу журналистов. Причины скандала в Лондоне Васинк видит в том, что в погоне за тиражами некоторые британские газеты все больше скатываются на уровень бульварных изданий.

Фактор власти

Руперт Мёрдок

Лондонская газета News of the World принадлежала австралийскому магнату Руперту Мёрдоку. Издание занимало ведущее место на рынке масс-медиа Великобритании. Именно поэтому представители британских политических кругов побаиваются Мёрдока и стараются с ним ладить. По мнению Михаэля Халлера, научного руководителя института практических исследований в области журналистики при Лейпцигском университете, такое привилегированное положение лондонской газеты в медийном ландшафте страны и давало ее сотрудникам ощущение вседозволенности. “Именно на этом они и погорели”, – уверен эксперт.В Германии, по словам Михаэля Халлера, пока нет медийного концерна, который доминировал бы над всеми остальными. В ФРГ очень строгое антимонопольное право, подчеркивает он и напоминает, что в 2006 году концерну Axel Springer, который издает популярную бульварную газету Bild, не позволили купить частный телевизионный концерн ProSieben Sat.1.

Нильс НАУМАН, Виктор ВАЙЦ

© 2017 SphäreZ – Russischsprachige Zeitschrift in Deutschland

Impressum